Полезные статьи

Тормозная жидкость

Тормозная жидкость — это тип гидравлической жидкости, которая используется в гидравлических тормозных системах и гидравлических системах сцепления на автомобилях, мотоциклах, легких грузовиках, а также велосипедах. Жидкость используется для передачи давления и для усиления тормозного усилия.

Общие сведения о тормозной жидкости

Принцип работы тормозной жидкости заключается в ее малой сжимаемости. Молекулы не имеют внутренней пустоты, поэтому при сжатии объем жидкости не уменьшается, а давление быстро распространяется на весь объем.

Состав тормозной жидкости

Тормозная жидкость бывает разных типов, но обычно ее производят из маловязкого растворителя, к примеру, спирта, и вязкого нелетучего вещества, например, глицерина.

На основе полиэтиленгликоля производят тормозную жидкость под марками DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1.

На основе силикона – кремний-органических полимерных продуктов марка DOT 5.

Для автомобилей с антиблокировочной системой, могут использоваться тормозные жидкости марки DOT 5.1/ABS на основе силикона и гликолей. О тормозных жидкостях вики: ссылка.

Характеристики и свойства тормозной жидкости

Чтобы тормозная система работала исправно, тормозная жидкость должна иметь определенные характеристики и отвечать стандартам качества.

Температура кипения. Новая тормозная жидкость не содержит влагу, поэтому ее точка кипения находится в допустимых пределах. Но со временем, влага из окружающего воздуха попадает в жидкость, обычно это 1-2% в год от всего объема, но характеристики тормозной жидкости начинают меняться.

Во время торможения рабочая жидкость нагревается до очень высоких температур из-за трения. В эти момент очень важно, чтобы тормозная жидкость не закипела, так как в этом случае происходит испарение влаги из жидкости в виде пара. А пар опасен тем, что он легко сжимаем и при следующем торможении давление на тормоза будет меньше, так как часть объема отнимет сжимаемый пар.

Температура кипения тормозной жидкости напрямую зависит от количества воды в ней. Чем больше воды, тем ниже точка кипения и тем больше шанс «потерять» тормоза.

Гигроскопичность. Некоторые марки «тормозухи» имеют минимальную гигроскопичность (влагопоглощение), например, DOT 5 и могут на протяжении всего срока службы сохранять необходимые характеристики. А вот самые распространенные марки DOT 3, DOT 4 и DOT 5.1 постепенно теряют свои свойства из-за все большего количества влаги в них.

Вязкость. От этой характеристики будет зависеть то, как тормозная жидкость будет прокачиваться по всей системе. А она должна прокачиваться хорошо и при -30 градусах Цельсия и при 200 градусах, во время торможения.

Если жидкость замерзает полностью или местами, то это блокирует работу тормозов. Слишком густая жидкость будет с трудом прокачиваться по всей системе, что приведет или к плохому торможению или разному усилию на разных колесах. А слишком жидкая приведет к появлению течей.

Защита от коррозии. Сама тормозная жидкость выступает защитой от коррозии внутри тормозной системы. При этом защита должна обеспечиваться даже при небольших количествах влаги внутри системы.

Защита от коррозии обеспечивается за счет специальных присадок. Они обеспечивают также защиту уплотнительных элементов.

Сжимаемость. В идеале тормозная жидкость не должна сжимать совсем, но определенные допуски по этой характеристике есть. Главное, чтобы жидкость одинаково хорошо работала при разных температурных условиях.

«Сухая» температура кипения, °C «Влажная» температура кипения (воды 3,5%), °C Вязкость,
мм2
Основные компоненты
DOT 2  190  140  — Касторовое масло/алкоголь
DOT 3  205  140  1500  Гликоль
DOT 4  230  155  1800  Гликоль/Борная кислота
LHM+  249  249  1200  Минеральное масло
DOT 5  260  180  900  Силикон
DOT 5.1 260 180  900  Гликоль/Борная кислота

Совместимость тормозных жидкостей

Для доливки можно использовать жидкость того же производителя, но при условии соблюдения принципов:

  • доливать можно только жидкость с более высокой рейтинговой цифрой, то есть в DOT 3 можно лить DOT 4, а в DOT 4 можно лить DOT 5.1.
  • Не смешивать DOT 5 с другими марками — DOT 3, DOT 4, DOT 5.1.
  • Нельзя смешивать минеральные (например, LHM+) и гликолевые жидкости.

Если нарушить правила, то это приведет к серьезному изменению характеристик жидкости в худшую сторону.

Как часто менять тормозную жидкость

На вопрос когда менять тормозную жидкость можно ответить однозначно: раз в два года или после 40 000 пробега. Это общие рекомендации.

Если автомобиль эксплуатируется в жестких условиях, то менять тормозную жидкость необходимо чаще.

Много ли автолюбителей следуют рекомендациям? Единицы. Большинство просто доливает тормозную жидкость или меняет ее при ухудшении работы тормозов.

Обычная доливка не может полноценно компенсировать изменения в свойствах жидкости — падает точка кипения, химический состав изменяется, антикоррозийные добавки работают хуже. Использовать метод доливки можно только при проведении ремонта или в случае утечки, когда надо просто доехать до СТО или гаража.

Определить непригодную тормозную жидкость можно:

  • С помощью полного анализа с применением специального оборудования.
  • «На глаз» — старая жидкость темного цвета, в то время, как новая полупрозрачная.
  • С помощью прибора определяющего количество влаги в жидкости. Если менее 3,5 процентов, то еще можно ездить.

Куда заливать тормозную жидкость

Заливать тормозную жидкость необходимо в расширительный бачок тормозной системы. Он обычно располагается над главным тормозным цилиндром и служит для компенсации тормозной жидкости при ее нагреве, а также для предотвращения попадания в систему воздуха.
Куда заливать тормозную жидкость
Уровень жидкости в бачке должен быть между отметками «MIN» и «MAX». В современных автомобилях есть поплавок с датчиком, который оповестит водителя о том, что уровень жидкости в бачке упал ниже отметки минимума.

Как заменить тормозную жидкость

Лучше всего это сделать на специализированных СТО. Большинство современных автомобилей имеет систему ABS, а это накладывает свой отпечаток на процедуру. Необходимо специально оборудование для прокачки системы новой жидкостью.

Если вам говорят, что можно выполнить замену тормозной жидкости без прокачки без специального оборудования, то не слушайте этих советов. Да, на некоторых колесах давление из бачка может продавить систему, но на всех так не получится. В результате, в системе останется воздух или старая жидкость. На СТО замену жидкости производят под давлением, поэтому последующая прокачка не требуется.

Сама процедура замены выглядит следующим образом. В пустой расширительный бачок систему охлаждения заливается новая жидкость, после чего на каждой магистрали происходит прокачка, во время которой новая жидкость вытесняет старую.

Объем тормозной жидкости в среднем составляет от 0,75 до 1,3 литра.

Наглядно замена тормозной жидкости без специального оборудования описана в видео ниже:

Цены тормозных жидкостей

Обычно цены на тормозную жидкость DOT 4 колеблются в районе 600-700 рублей за 1 литр. Некоторые производители просят и 1 500 рублей за аналогичную марку.

DOT 5.1 стоит от 1 100 рублей, в зависимости от производителя.

Меры безопасности

Чтобы тормозная жидкость не окислялась, не испарялась и не набирала влагу, ее необходим хранить в герметичной емкости.

Как правило, горючи, поэтому необходимо держать их подальше от открытого пламени и высоких температуру.

Ядовиты, рекомендуется работать в перчатках, хотя явны признаков ожогов при попадании на кожу не будет.

Ни в коем случае нельзя пить, даже небольшое количество приведет к отравлению. При попадании жидкости на глаза, следует тщательно промыть их чистой водой и обратить к врачу.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

19 + 3 =